Ак-мечеть (Костанай): Яушевы пожертвовали 60 тысяч рублей на строительство

Газета «Наш Костанай» опубликовала статью о костанайской Ак-мечети, спонсорами строительства которой выступили Яушевы. В статье приводятся интересные подробности из истории мечети от историка Зуфара Махмутова.

Здание не только преобразилось после масштабной реконструкции, но и изменилось до неузнаваемости.

Исторический облик мечети восстановлен: фасад перекрашен в белый цвет по аналогии с устоявшимся исконным названием, минареты взмыли в небесную синь на прежнюю высоту, свой первозданный вид обрели купола. Казалось бы, дань прошлому отдана сполна. Осталось… восстановить точную дату строительства этого уникального памятника истории и архитектуры. Так считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Зуфар Махмутов и приводит свои аргументы «НК».

(…)

попав в Центральный государственный архив г. Алматы, я нашел интереснейший документ, датируемый 19 ноября 1905 г., который явно свидетельствует о том, что кустанайская соборная мечеть не была построена в 1893 году, хотя эта дата, как аксиома, переписывается из одной книги по истории Костаная в другую. Откуда появилась эта дата, так и не удалось выяснить, как не удалось найти ни одного подтверждающего этот факт документального источника.

Как отмечает историк, строительство, и тут стоит заострить внимание, именно каменной (!) мечети для татарских купцов, во главе которых стояли Яушевы, как основные меценаты, далось с большим трудом. Ходатайства в адрес военного губернатора Тургайской области Асинкрита Асинкритовича Ломачевского (годы службы в данном регионе – 1900-1908 гг.) подавались несколько раз.

— Во второй половине XIX века царская власть боялась распространения ислама среди казахов, потому что видела в этом препятствие для ассимиляции с русским населением и внутренней колонизации степных территорий. Причину же исламизации чиновники усматривали в «дурном» влиянии татар. Поэтому существовало множество ограничений на поселение этой этнической группы в Тургайской области, — акцентирует Зуфар. — И даже когда был основан Новониколаевск, впоследствии переименованный в Кустанай, обосновавшиеся здесь татары долгое время находились на нелегальном положении. Царские чиновники не давали им разрешение на проживание и всячески хотели выдворить из нового города. Когда «нелегальные мигранты» стали просить власти о разрешении им построить молитвенный деревянный дом, они получили категорический отказ. Но это их не остановило, они все равно его построили. Когда же татары получили официальное разрешение на проживание в городе, они стали ходатайствовать о строительстве полноценной каменной мечети с михрабом и минаретами.

Зуфар предполагает, что в 1893 году татарскими купцами был построен деревянный молитвенный дом, но им хотелось возвести в городе каменную соборную мечеть, более основательную и вместительную.

— Из обнаруженного мной документа уже в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге следует, что первое ходатайство в Министерство внутренних дел Российской империи, в чьем подчинении находились и богоугодные заведения, Яушевы, пожелавшие вложить собственные средства в строительство, подали еще в 1900 году. Но оно было отклонено ввиду «преждевременности» и оставлено без рассмотрения. Аналогичные ходатайства от 1902 и 1904 годов также не получили одобрения. Ходатайства рассматривал Департамент духовных дел иностранных исповеданий, заключив, что молитвенный дом на тот момент отвечал всем необходимым нуждам верующих мусульман, коих тогда, в 1904 году, в Кустанае проживало 366 мужских душ. При этом уже в 1905 году, на момент подачи очередного ходатайства, «в городском обществе мусульман насчитывалось 638 мужских душ и временно проживающих 467». Такой демографический рост сыграл на пользу ходатайству, которое в итоге было отрекомендовано, как «заслуживающее удовлетворения». С припиской «ввиду напряженного ожидания со стороны татар, так и ввиду Всемилостивейшего Манифеста о веротерпимости».

Ситуацию с запретом на строительство мечетей в Кустанае изменил Манифест о веротерпимости, подписанный в апреле 1905 г. императором Николаем II.

— Именно этот указ, провозгласивший тем самым свободу вероисповедания, дал возможность купцам Яушевым получить долгожданное одобрение на строительство каменной соборной мечети в Кустанае, — говорит историк. – Яушевы, как и многие татарские купцы, переехавшие в Кустанай, слыли щедрыми меценатами и пользовались большим авторитетом у местного населения. В Центральном государственном архиве г. Алматы хранится документ, повествующий о разрешении на строительство каменной соборной мечети в Кустанае. Датируется он 29 января 1908 г. А вот даты завершения строительства нет. Зато в одной из старейших газет на татарском языке «Тормыш» от 1914 года я нашел информацию о том, что на возведение кустанайской мечети купцы Яушевы пожертвовали порядка 60 тысяч рублей. По тем временам хороший, добротный дом стоил 1000 рублей. Представьте, каким весомым был вклад Яушевых в каждый кирпич Ак мечети. Журналист газеты был поражен этим архитектурным шедевром. «Она видна издалека и поражает своей красотой… Внутреннее убранство очень богатое. Увидев такую красоту, невольно начнешь молиться». Восхитила мечеть и российского муфтия Галимжана Баруди, приехавшего в Кустанай в 1918 году. Он отмечал, что, хотя кустанайская мечеть и построена по проекту второй Московской соборной мечети, но она во много раз превосходит ее по красоте. Тогда богослов и предположить не мог, что это здание скоро лишится своих минаретов и долгое время не будет использоваться по назначению.

Источник: «Наш Костанай», https://top-news.kz/uvidev-takuju-krasotu-nevolno-nachnesh-molitsja/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s