Историк Виктор Красуский воссоздал эпизоды из жизни Яушевых

Челябинский историк и литератор Виктор Красуский написал “эскиз романа”, или серию литературных зарисовок, о жизни Муллагали Яушева и членов его семьи.

Пишет “Южноуральская панорама”:

«Повествование книги начинается с того, как однажды морозным декабрьским утром троицкий купец Муллагали Яушев заходит в ателье к известному ташкентскому фотографу Станиславу Николяи, работы которого выходили лучше, чем у его петербургских коллег. И сейчас он собирался сделать у него собственный портрет, который войдет в историю…

После этого на страницах романа появятся два американца, Томас Аллен и Вильям Сачлебен, совершившие в 1890-1892 годах путешествие по Азии на велосипедах. Вслед за этим читатель окажется с генералом Куропаткиным на скачках в окрестностях Ашхабада. Затем станет участником светских бесед о Хивинских походах, о том, чем отличается мода на женское платье в Лондоне и Средней Азии.

Летят страницы, и мы уже оказываемся на Туркестанской выставке 1890 года, которую сменяет Троицкая ярмарка с ее шумными караванами верблюдов.
А вот перед нами начальник московской охранки Александр Мартынов, заинтересовавшийся, чем же запятнал свою репутацию ташкентский купец 1-й гильдии Муллагалей Ахметжанов Яушев.»

https://up74.ru/articles/obshchestvo/120866/

Историк Виктор Красуский воссоздал эпизоды из жизни Яушевых: 10 комментариев

  1. Мой родной прадед с бородой и медалью Басимов Ахметьян Басимович! С уважением Ахметьянов В.Р.

      • Верно. Моя фамилия идет от Ахметьяна Басимова. Его сын Газиз, а внук Равиз. Я правнук. Наш род идет от младшей деревенской жены Ахметьяна.

      • Очень интересный вопрос! В моем роду были только татары мишарского происхождения! Спрашивал у всех с детства как по отцовской, так и по материнской линиям. А я 1959 г.р. Обнаружил, что документам верить нужно аккуратно. Например, Ахметьян в Златоустовском музее «из башкир». Многие родственники, которые в списках репрессированных, записаны башкирами. В одной из кандидатских диссертаций Ахметьян тоже башкир, Пытался с автором обсудить этот вопрос, так отказалась. Из Уфы более здравая сотрудница (уже доктор исторических наук) ответила, что башкиры упоминаются у многих в сословном понимании. Я технарь и за истину. Если буду врать, то у меня не будет работать!!! В исторических работах по другому. Представляю, как лет через 50 будут ссылаться на соответствующие исследования, как первоисточники! Допускаю, что среди жён, наверное, были с башкирской кровью. Но я не в курсе и никогда не слышал. Мы мишари!!! Я не против башкир, некоторые родственники из женщин выходили замуж за башкир. Но истина!!!

      • Интересно. У нас на уровне устных воспоминаний передавалось, что Мафтуха Ахметжановна – башкирка, но без каких-либо подробностей.

      • Я спрашивал у отца и получал в ответ,что мы Басимовы и уральские татары. Язык у нас татарский. Это то, что говорилось мне. В свое время, еще пацаном записал со слов отца его родных от его бабушки (4-я жена Фарзана). Гатаулла, Сагадат-бану, Насир, Кадича, Газиз (мой дед). Последних двух лицезрел и слышал их татарский голос. Так и Душамбеково по настоянию переписчиков с каждой новой переписью из чисто татарской деревни становится все более башкирской. Но это не мой вопрос!

  2. Кстати, никогда не слышал, что Басимов Ахметьян Мухаметбасимович был врачом. А вот его сын Сабирьян, рожденный второй женой Каримой в Златоусте в 1876 году, действительно в 1900 году окончил Казанский ветеринарный институт.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s