Межнациональные отношения в дореволюционном Троицке

Абдулвали Яушев был главой троицкого «Общества любителей конских бегов», в котором участвовали как христиане, так и мусульмане.

В то же время, Х.Г. Яушев (вероятно, Хакимжан Гайсич 1825 года рождения, третий сын Гайсы Яушева) в 1865 году был одним из четырёх товарищей (заместителей) директора Троицкого общественного банка Н.К. Ольшамовского. Из этих четырёх заместителей трое, включая Яушева, были мусульманами.

Эти детали приводятся в статье Рауфа Гизатуллина «Этнический остров. Им стал для своих жителей Троицк на рубеже XVIII-XIX веков«, Южноуральская панорама, 19 августа 2015 г. среди иллюстраций того, что в этом регионе в XIX веке не было межэтнической напряжённости.

Приведём обширную цитату из статьи, которая позволяет понять и место Яушевых в тогдашнем обществе в контексте особенностей положения и роли татар в Московии и Российской империи:

«Башкирский ученый, преподаватель Оренбургского агроуниверситета Ф.М. Надршин, так характеризует процессы, происходившие с татарским этносом на этом этапе: «Вся история татар с 1552 года — это существование в системе российской государственности как ее структурная часть. С момента падения Казанского ханства татары из завоеванного народа трансформировались в системную часть российского общества как своеобразная религиозно-этническая оппозиция. Соединяя в себе элементы традиционной и диаспорной цивилизации, они нашли свою нишу: транзитная торговля, переводчики и приказчики, мусульманское духовенство и сельские учителя, ремесленные кварталы и обслуживающий персонал в городах, при сохранении крестьянства на месте этнообразования. Построив свою систему выживания в новых исторических условиях, татары уже не помышляли об открытой вооруженной борьбе против государства, уповая на изменения в самой империи, повышение своего статуса в ней». В этот момент, в XVIII-XIX веках, Троицк, вернее его восточная половина, т.н. татарский край (татар бистэсе), и стал своеобразным этническим островом со стабильно развивающейся культурой, со школами, мечетями и т.п.

Интересный факт: в конце XIX века уездный Троицк занимал четвертое место среди городов Российской империи по количеству проживающих в нем татар. В этом плане он значительно опережал губернские города — Уфу, Саратов и Симбирск, уступая опять-таки губернским Казани, Оренбургу (вместе с Сеитовым посадом), а также Петропавловску (казахстанскому). Упоминавшийся Д. Татаринов вспоминал: «Большую часть жителей города составляли татары, многие из которых имели собственные дома и хорошие магазины. Все они вели широкую торговлю: то хлебом, то мануфактурой, но более всего шерстью, салом и курдючными баранами. Часть богатых татар училась в гимназии, а некоторые даже кончали университеты. Отмечу характерную особенность: быт их при этом нисколько не изменялся. Все они ходили в своих национальных костюмах, а окончивши заведение, принимались за дело, которое вели отцы, чаще всего торговые операции». Этот период «динамичной стабильности» был разрушен сначала начавшейся в 1914 году великой войной, затем Октябрьским переворотом и последовавшими смутами…»

https://up74.ru/articles/obshchestvo/78731/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s